От Шове до Ляско: 15 тысячелетий европейского пещерного искусства (изменение видения, выразительных средств и способов использования пространства)


https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.029-040

Полный текст:


Аннотация

Первобытное искусство Западной Европы, представленное на разных археологических объектах, развивалось вместе с популяцией Homo sapiens в условиях ледникового периода в северном полушарии в течение всего верхнего палеолита (36–13 тыс. л.н.). Наиболее примечательные пещерные памятники наскального искусства, такие как Альтамира и Ла Гарма в Испании, Ляско, Нио, Кюссак и Шове во Франции, отражают социокультурное поведение и потребности анатомически современных людей. В настоящей статье предпринята попытка выявить некоторые изменения в символическом языке, способах художественной передачи образов животных и организации изобразительного пространства, которые произошли в течение 15 тыс. лет, разделяющих два канонических памятника с наиболее хорошо сохранившимися наскальными рисунками, – пещеры Шове (36 тыс. л.н.) и Ляско (21 тыс. л.н.). Первая, обнаруженная в 1994 г., расположена в долине р. Ардеш на юге Франции, рядом с побережьем Средиземного моря. В этой крупной пещере открыто множество новых видов наскальной живописи верхнего палеолита Европы. В настоящий момент на памятнике выделяются два этапа деятельности человека между 37 и 30 тыс. л.н. Наиболее древний – это ориньяк с его черными зооморфными изображениями, которые датируются 37 000 и 33 500 л.н. Пещера Ляско, обнаруженная в 1940 г., находится в долине р. Везер, в 120 км от побережья Атлантического океана, среди множества других памятников наскальной живописи в пещерах и под скальными навесами. Сегодня она закрыта для широкой публики, т.к. вследствие активных посещений туристами в течение долгих лет, начиная с открытия и до 1963 г., был нарушен микроклимат пещеры, что стало угрожать сохранности наскальных рисунков.


Об авторе

Ж.-М. Женест
Научно-исследовательское подразделение 5199 Национального центра научных исследований UMR 5199 CNRS, Université de Bordeaux Новосибирский государственный университет
Россия

Bâtiment B8, Allée Geoffroy Saint Hilaire,CS 50023 33615 PESSAC CEDEX, France

ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия



Список литературы

1. Aujoulat N. Lascaux: Le geste, l’espace et le temps. – P.: Editions du Seuil, 2004. – 274 p.

2. Aujoulat N., Geneste J.-M., Archambeau Chr., Delluc M., Duday H., Gambier D. La grotte ornée de Cussac, Le Buisson-de-Cadouin: premières observations // Bull. Société Préhistorique Française, 2002. – T. 99, N 1. – P. 129–153.

3. Bar-Yosef O. Symbolic expression in later prehistory of the Levant: why are there so few? // Beyond art: Pleistocene image and symbol / eds. M. Conke, O. Soffer, D. Stratmann, N.G. Jablonski. – San Francisco: California Acad. of the Sci., 1997. – P. 161–187.

4. Bégouën R., Fritz C., Tosello G., Clottes J., Pastoors A., Faist F. Le Sanctuaire secret des bisons: il y a 14 000 ans, dans la caverne du Tuc d’Audoubert. – P.: Somogy Éditions d’Art, 2009. – 416 p.

5. Breuil H. Quatre cents siècles d’art pariétal: Les cavernes ornées de l’âge du renne. – Montignac: Centre d’Études et de Documentation Préhistoriques, 1952. – 419 p.

6. Breuil H., Lantier R. Les Hommes de la Pierre ancienne (paléolithique et mésolithique). – P.: Payot, 1951. – 311 p. – (Bibliothèque Scientifi que).

7. Cauvin J. The beginnings of agriculture in the Near East: a symbolic interpretation. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000. – 216 p.

8. Clottes J., Beltrana A., Courtin J., Cosquer H. The Cosquer Cave on Cape Morgiou, Marseilles // Antiquity. – 1992. – Vol. 66. – P. 583–598.

9. Conkey M. Beyond art and between the caves: thinking about context in the interpretive process // Beyond art: Pleistocene image and symbol / eds. M. Conkey, O. Soffer, D. Stratmann, N.G. Jablonski. – San Francisco: The California Acad. of Sci., 1997. – P. 343–367.

10. Davidson I. The power of pictures // Beyond art: Pleistocene image and symbol / eds. M. Conkey, O. Soffer, D. Stratmann, N.G. Jablonski. – San Francisco: The California Acad. of Sci., 1997. – P. 128–158.

11. Davidson I. Symbolism and becoming a hunter-gatherer // Bull. de la Société Préhistorique Ariège-Pyrénées. – 2012. – T. LXV–LXVI (2010–2011). – Numéro spécial de Préhistoire, Art et Sociétés: L’art pléistocène dans le monde = Pleistocene art of the world = Arte pleistoceno en el mundo: [Actes du Congrès IFRAO, Tarascon-sur-Ariège, septembre 2010] / dir. J. Clottes. – CD: P. 1689–1705.

12. Descola Ph. La fabrique des images // Anthropologie et Sociétés. – 2006. – Vol. 30, N 2. – P. 167–182.

13. Geneste J.-M. Lascaux. – P.: Gallimard, 2012. – 148 p.

14. Geneste J.-M. La grotte Chauvet-Pont d’Arc // Les sanctuaires du monde / dir. M. Grimpret. – [S. l.]: Coll. Bouquins Robert Laffont, 2015a. – P. 260–262.

15. Geneste J.-M. La grotte de Lascaux // Les sanctuaires du monde / dir. M. Grimpret. – [S. l.]: Coll. Bouquins Robert Laffont, 2015b. – P. 464–465.

16. Godelier M. Au fondement des sociétés humaines: Ce que nous apprend l’anthropologie. – P.: Albin Michel, 2007. – 297 p. – (Bibliothèque Idées).

17. La fabrique des images: Visions du monde et formes de la représentation / ed. Ph. Descola. – P.: Somogy Éditions d’Art et Musée du Quai Branly, 2010. – 224 p.

18. La Grotte Chauvet: L’art des origines / ed. J. Clottes. – P.: Éditions du Seuil, 2001. – 224 p.

19. Leroi-Gourhan A. Préhistoire de l’art occidental. – P.: Mazenod, 1965. – 400 p.

20. Recherches pluridisciplainres dans la grotte Chauvet: Journées SPF. Lyon, 11–12 oct. 2003 / dir. J.-M. Geneste. – P.: Société Préhistorique Française, 2005. – 208 p. – (Bull. Société Préhistorique Française; t. 102, N 1). – (Mémoires Karstologia; N 11).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Женест Ж. От Шове до Ляско: 15 тысячелетий европейского пещерного искусства (изменение видения, выразительных средств и способов использования пространства). Археология, этнография и антропология Евразии. 2017;45(3):29-40. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.029-040

For citation: Geneste J. From Chauvet to Lascaux: 15,000 Years of Cave Art. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2017;45(3):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.029-040

Просмотров: 193

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)