Preview

Археология, этнография и антропология Евразии

Расширенный поиск

Основные приемы моделирования и декорирования палеолитической антропоморфной скульптуры с памятника Мальта (Восточная Сибирь)

https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.048-055

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты микроскопического анализа образцов антропоморфной скульптуры с известного сибирского верхнепалеолитического памятника Мальта. Основная, «классическая» коллекция была получена при раскопках под руководством М.М. Герасимова в 1928–1958 гг. Исследования памятника в последние годы иркутскими археологами под руководством Г.И. Медведева актуализировали проблемы возраста, микростратиграфии, культурной дифференциации комплекса. Предлагаемые результаты микроскопического анализа антропоморфных фигурок коллекции, полученной в период «Герасимовского цикла» исследования, позволяют выявить технологическую последовательность, основные способы формообразования и декорирования антропоморфной пластики Мальты. Определены технологические этапы формирования изделия: обработка исходного бивня, заготовка скульптуры с выделением основных элементов, детализация и декорирование. Для каждой стадии определен стандартный набор использовавшихся орудий. Особое внимание в статье уделено элементам декорирования изделия: орнаментации, гравировке, детализации одежды и аксессуаров, раскрашиванию. Отмечены закономерность в использовании определенного набора орудий (строгального ножа, скобеля, резчика, резца, провертки) и характерный стандарт их применения на каждой технологической стадии. Декорирование предметов производилось в пределах устойчивого технологического канона: типичные элементы орнамента, их сочетание, определенная зона орнаментации. Одним из интереснейших фактов дополнительного декорирования антропоморфной скульптуры Мальты является нанесение на некоторые предметы пигментов (алого, зеленого и голубого/синего), следы которых были выявлены в результате проведенного исследования.

Об авторах

Л. В. Лбова
Институт археологии и этнографии СО РАН Новосибирский государственный университет
Россия

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия



П. В. Волков
Институт археологии и этнографии СО РАН Новосибирский государственный университет
Россия

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия



Е. Н. Бочарова
Новосибирский государственный университет
Россия
ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия


В. С. Ковалев
Новосибирский государственный университет
Россия
ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия


Н. А. Хайкунова
Государственный исторический музей
Россия
Красная площадь, 1, Москва, 109012, Россия


Список литературы

1. Абрамова З.А. Элементы одежды и украшений на скульптурных изображениях человека верхнего палеолита в Европе и Сибири // Палеолит и неолит СССР. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – Т. 4. – С. 126–149. – (МИА; № 79).

2. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. – М.; Л.: Наука, 1966. – 222 с.

3. Акимова Е.В. Обработка бивня на многослойной палеолитической стоянке Лиственка // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2002. – № 3. – С. 2–11.

4. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. – М.: Наука, 1991. – 224 с. – (Этнографическая библиотека).

5. Волков П.В. Опыт эксперимента в археологии. – СПб.: Нестор-История, 2013. – 416 с.

6. Гвоздовер М.Д. Типология женских статуэток костенковской палеолитической культуры // Вопр. антропологии. – 1985. – Вып. 75. – С. 27–66.

7. Герасимов М.М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956–1957 гг.) // СЭ. – 1958. – № 3. – С. 28–53.

8. Демещенко С.А. Семантическая интерпретация археологических артефактов // Homo Eurasicus в глубинах и пространствах истории. – СПб.: Астерион, 2008. – С. 191–201.

9. Деревянко А.П., Молодин В.И., Зенин В.Н., Лещинский С.В., Мащенко Е.Н. Позднепалеолитическое местонахождение Шестаково. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. – 168 с. – (Палеолит Западно-Сибирской равнины).

10. Каменный век Южного Приангарья: Бельский геоархеологический район / Г.И. Медведев, Е.А. Слагода, Е.А. Липнина, Н.Е. Бердникова, А.Г. Генералов, Е.О. Роговской, Е.Б. Ощепкова, Г.А. Воробьева, П.Е. Шмыгун. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2001. – Т. 2. – 242 с.

11. Ларичев В.Е. Заря астрологии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. – 320 с.

12. Лбова Л.В. Преиконографический анализ мальтинской антропоморфной скульптуры (одежда и аксессуары) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: мат-лы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014а. – С. 44–47.

13. Лбова Л.В. Технологические особенности орнаментации бивня в мальтинской коллекции (в рамках концепции изобразительных инвариантов) // Евразия в Кайнозое: Стратиграфия, палеоэкология, культуры. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2014б. – Вып. 3. – С. 70–76.

14. Лбова Л.В., Волков П.В. Микроскопический анализ мальтинской антропоморфной скульптуры (технология формообразования, детализации, декорирования) // Stratum plus. – 2015. – Т. 1. – С. 161–168.

15. Липнина Е.А. Антропоморфные и зооморфные скульптурные изображения палеолитического ансамбля Мальты // Антропоген: Палеоантропология, геоархеология, этнология Азии. – Иркутск: Оттиск, 2008. – С. 112–132.

16. Окладников А.П. Палеолитические женские статуэтки Бурети // МИА. – 1960. – № 79. – С. 281–288.

17. Семенов С.А. Первобытная техника. – М.; Л.: Наука, 1957. – 241 с. – (МИА; № 54).

18. Соффер О., Адовазио Дж.М., Хайлэнд Д.С. Одежда палеолитических «Венер»: реалии и гипотезы // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2000. – № 1. – С. 37–47.

19. Филиппов А.К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. – СПб.: Нестор-История, 2005. – 224 с.

20. Фролов Б.А. Открытие человека (к опыту новых исследований первобытного искусства) // Антропоморфные изображения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 8–18.

21. Сonroy L.P. Female fi gurines of the Upper Paleolithic and the emergence of gender // Women in Archaeology: A Feminist Critique / eds. H. du Cros, L. Smith. – Canberra: National Univ., 1993. – P. 153–160.

22. D’Errico F., Henshilwood C., Lawson G., Vanhaeren M., Tillier A.-M., Soressi M. Archaeological Evidence for the Emergence of Language, Symbolism, and Music – an Alternative Multidisciplinary Perspective // J. of World Prehistory. – 2003. – Vol. 17, N 1. – Р. 1–70.

23. Lbova L., Volkov P. Processing Technology for the Objects of Mobile Art in the Upper Paleolithic of Siberia (the Malta Site) // Quaternary Intern. – 2016. – Vol. 403. – P. 16–22.

24. Marshack A. The Female Image: A “Time-factored” Symbol: A Study in Style and Aspects of Image Use in the Upper Paleolithic // Proc. of the Prehistoric Soc. – 1991. – Vol. 57, N 1. – P. 17–31.

25. Pitulko V.V., Nikolsky P.A., Girya E.Y., Basilyan A.E., Tumskoy V.E., Koulakov S.A., Astakhov S.N., Pavlova E.Y., Anisimov M.A. The Yana RHS Site: Humans in the Arctic before the Last Glaciation // Science. – 2004. – Vol. 303, N 333. – P. 642–659.


Для цитирования:


Лбова Л.В., Волков П.В., Бочарова Е.Н., Ковалев В.С., Хайкунова Н.А. Основные приемы моделирования и декорирования палеолитической антропоморфной скульптуры с памятника Мальта (Восточная Сибирь). Археология, этнография и антропология Евразии. 2017;45(3):48-55. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.048-055

For citation:


Lbova L.V., Volkov P.V., Bocharova E.N., Kovalev V.S., Khaykunova N.A. The Techniques of Modeling and Decorating Upper Paleolithic Anthropomorphic Figurines from Malta, Eastern Siberia. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2017;45(3):48-55. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.048-055

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)