Петроглифы Северо-Восточного Китая: новые памятники и интерпретации


https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.069-078

Полный текст:


Аннотация

Статья основана на результатах полевых исследований 2012–2014 гг. в Северо-Восточном Китае. Авторы вводят в научный оборот сведения о 18 памятниках с наскальными изображениями. Большую часть составляют малоизвестные или неизвестные в российской, европейской и китайской науке объекты. В статье приводятся важнейшие характеристики петроглифов Дунбэя. Все петроглифы Северо-Восточного Китая расположены на открытых, вертикальных или горизонтальных скальных поверхностях. Наскальные изображения Дунбэя созданы в двух основных техниках – нанесения на скальную поверхность красочного слоя и выбивки, резьбы по камню. В качестве красителя использовалась в основном охра разных оттенков – от красно-коричневого, бордового до ярко-оранжевого; в редких случаях применялась краска черного цвета. По локализации типов наскальных изображений определяются границы ареалов этнокультурных общностей, исторически располагавшихся в пределах региона. Прослежено, что по технике, стилистике и идейному содержанию рисунки, выполненные краской, соответствуют сопредельным горно-таежным территориям, а выбитые – горно-степным пространствам. Подробно рассматриваются фигуративные образы, нефигуративные, абстрактные, знаки. Фигуративные образы представлены в основном антропо- и зооморфными изображениями, абстрактные – точками, кругами, крестами и другими геометрическими фигурами. Выявлена тесная связь петроглифов с особенностями исторического, культурного и религиозного развития народов Северо-Восточного Китая. Отмечается, что семантика и стилистика наскальных изображений вплетены в историко-культурный контекст региона, поэтому петроглифы выступают важным источником реконструкции образа жизни и культуры. Прослеживаются аналогии между петроглифами Дунбэя и наскальными изображениями Монголии, Забайкалья, Приамурья и Кореи. Сделан вывод о том, что изучение петроглифов Дунбэя является необходимым этапом комплексного изучения наскальных изображений северо-востока Евразии, а также истории и культуры этой части Евразийского континента.


Об авторах

А. П. Забияко
Амурский государственный университет Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, 675027, Россия

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия



Ван Цзяньлинь
Амурский государственный университет
Россия
Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, 675027, Россия


Список литературы

1. Ван Цзяньлинь, Забияко А.П. Петроглифы Северо-Восточного Китая в контексте социальной и религиозной истории региона // Религиоведение. – 2012. – № 4. – С. 3– 19.

2. Ван Юйлан. Шэньми дэ дунбэй лиши ю вэхуа (Загадочная история и культура Северо- Востока Китая). – Харбин: Харбин жэньмин чубаньшэ, 2011. – 268 с. (на кит. яз.).

3. Гэ Шаньлинь. Чжунго яньхуа (Китайские петроглифы). – Гуаньчжоу: Гуаньчжоу люю чубаньшэ, 2004. – 315 с. (на кит. яз.).

4. Гэ Шаньлинь, Гэ Чжихао. Нэймэнгу яньхуа дэ вэньхуа цзеду (Интерпретация петроглифов Внутренней Монголии как памятников культуры). – Пекин: Бэйцзин тушу чубаньшэ, 2002. – 367 с.

5. Дун Ваньлунь. Хэйлунцзян люю яньхуа бэйкэ яньцзю (Изучение петроглифов и надписей Хэйлунцзяна). – Харбин: Хэйлунцзян цзяою чубаньшэ, 1998. – 309 с. (на кит. яз.).

6. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: Алетейя, 2005. – 472 с.

7. Забияко А.П. Константы культуры: генезис и семантика образа лабиринта // Религиоведение. – 2015. – № 1. – С. 110–125.

8. Забияко А.П., Ван Цзяньлинь. Наскальные изображения Северо-Восточного Китая. – Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2015. – 310 с.

9. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. – 640 с.

10. Лю Уи. Цзюйцышань яньхуа (Петроглифы Цзюйцышань). – Чжэнчжоу: Чжунчжоу гуцзи чубаньшэ, 2010. – 178 с. (на кит. яз.).

11. Наскальные рисунки горы Шицзяншань уезда Чаоян провинции Ляонин в династиях Ляо, Цзин, Юань // Каогу. – 2004. – № 11. – С. 49–62 (на кит. яз.).

12. Окладников А.П. Оленный камень с реки Иволги // СА. – 1954. – Вып. XIX. – С. 207–220.

13. Окладников А.П. Петроглифы Монголии. – Л.: Наука, 1981. – 228 с.

14. Окладников А.П. Олень Золотые Рога: рассказы об охоте за наскальными рисунками. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. – 208 с.

15. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. – Л.: Наука, 1970. – Ч. 2. – 268 с.

16. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц. – М.: Искусство, 1972. – 290 с.

17. Чжан Сижун. Полевые исследования древних петроглифов в городах Аньшань и Хайчэн: доклад // Ляонин шэн боугуань гуанькань. – Шэньян: Ляохай чубаньшэ, 2010. – С. 95–112 (на кит. яз.).

18. Чэнь Чжаофу. Чжунго яньхуа фасяньши (История обнаружения китайских петроглифов). – Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2009. – 229 с. (на кит. яз.)

19. Leroi-Gourhan A. L’art pariétal. Langage de la préhistoire. – Grenoble: Jerome Millon, 2009. – 420 p.

20. Yasha Zheng. Spirituality and Chinese Rock Art // Rock Art and Sacred Landscapes / eds. D.L. Gillette, M. Greer, M.H. Hayward, W. Breen Murray. – N. Y.: Springer, 2014. – P. 85–102.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Забияко А.П., Цзяньлинь В. Петроглифы Северо-Восточного Китая: новые памятники и интерпретации. Археология, этнография и антропология Евразии. 2017;45(3):69-78. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.069-078

For citation: Zabiyako A.P., Jianlin W. Petroglyphs from Northeast China: New Sites and Interpretations. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2017;45(3):69-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.3.069-078

Просмотров: 137

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)