Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение


https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.4.045-055

Полный текст:


Аннотация

Дзёмонская традиция монументальных сооружений – одна из трех (наряду с яёйской и кофунской) в древних культурах Японского архипелага (острова Кюсю, Хонсю и Хоккайдо).  Ее наиболее ранние проявления фиксируются уже в раннем периоде дзёмона (ок. 8 000  л.н.), а пик приходится на поздний (4 000–3 000 л.н.). В отличие от двух поздних традиций  носителями дзёмонской были не земледельцы и скотоводы, а охотники-собиратели- рыболовы. Настоящая статья – первая в отечественной археологической литературе работа, в которой рассматриваются различные типы монументальных сооружений эпохи дзёмон (выкладки из камней, «каменные кольца», земляные насыпи, раковинные кучи геометрической формы), их распространение на территории архипелага, хронология,  приводятся иллюстративные материалы (прорисовки, фото) по наиболее ярким комплексам  (Юбунэдзава II, Оою, Комакино, Саннай Маруяма, Касори и др.). Предлагается гипотеза об  истоках традиции в культурах финального палеолита и переходного к дзёмону времени  (культура микосиба), а также проводятся параллели с памятниками (Устиновка-4,  Суворово-4, Богополь-4) на сопредельных территориях Российского Дальнего Востока (Приморье). Учитывая многокомпонентность монументальных комплексов (тщательная планировка, следы деревянных конструкций, погребения, многочисленные предметы  искусства, визуальные эффекты, астрономические ориентиры, «солнечные часы»), авторы  публикации рассматривают их, в первую очередь, как мультифункциональные ритуальные  центры. По объему материала и энергии, затраченных на их сооружение, монументальные  комплексы эпохи дзёмон вполне сопоставимы с мегалитическими памятниками неолита Западной Европы.


Об авторах

А. В. Табарев
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

пр. Адоктор исторических наук, ведущий научный сотрудник

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия



Д. А. Иванова
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

аспирант, лаборант-исследователь

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия



А. Л. Нестеркина
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

кандидат исторических наук, научный сотрудник

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия



Е. А. Соловьева
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

кандидат исторических наук, научный сотрудник

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия



Список литературы

1. Акю: исэки хаккуцу тё:са гай-хо: Сё:ва 51–52 нэндо, Нагано-кэн Сува-гун Хара-мура (Краткий отчет о раскопках 1976–1977 гг. памятника Акю, село Хара, уезд Сува, префектура Нагано). – Мацумото: Нагано-кэн тю:о:до: исэки тё:сакай тё:са-дан, 1978. – 47 с. (на яп. яз.).

2. Акю:дзири исэки : Нагано-кэн бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Памятник Акюдзири: отчет об археологических раскопках Центра культурного наследия префектуры Нагано). – Тино: Тино-си кё:ику иинкай, 1993. – 260 с. (на яп. яз.).

3. Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. – Новосибирск: Наука, 1981. – 174 с.

4. Гнездилова И.С. «Кофун дзидай» – «эпоха курганов» Японии: история изучения методами археологии // Гуманитарные науки в Сибири. – 2015. – № 2. – С. 60–64.

5. Дайкухара Ютака. Памятники Тэндзинбара и Номура, префектура Гумма // Дзё:мон рандо сукэ:пу (Пейзажи эпохи дзёмон). – Токио: UM Promotion, 2005. – С. 118–121 (на яп. яз.).

6. Дайкухара Ютака. Памятники эпохи дзёмон // Дзё:мон-но тикара – Сидзэн-тоно кё:сэйо ити ман-нэн цудзукэта дзё:мон косумородзи:-но эйти (Сила дзёмон: Космологическая мудрость эпохи дзёмон и гармония с природой, продолжающаяся в течение 10 тыс. лет). – Токио: Хэнбонся, 2013. – С. 41–43 (на яп. яз.).

7. Дзё:мон дзин-но исигами – О:гата сэкибо:ни миру сайги ко:й (Каменные боги людей эпохи дзёмон: Ритуальные действия, связанные с сэкибо больших размеров). – Токио: Кокугакуин дайгаку кэнкю: кайхацу суйсин кико: гакудзюцу сирё:кан ко:когаку сирё:кан бумон, 2010. – 140 с. (на яп. яз.).

8. Дзё:мон-но суто:н са:куру / Хатинохэ-си майдзо бункадзай сэнта, Корэкава дзё:мон-кан (Каменные круги эпохи дзёмон / Археологический центр г. Хатинохе, Музей культуры Корэкава, дзёмон). – Хатинохэ: Корэкава дзё:мон-кан, 2012. – 85 с. (на яп. яз.).

9. Иванова Д.А. Погребально-обрядовая практика культуры дзёмон в северо-восточной и центральной частях Японского архипелага // Древности Азии и Америки. – Владивосток: Изд. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. – С. 114–137. – (Тихоокеанская археология; вып. 22).

10. Иванова Д.А. Поселенческие комплексы культуры дзёмон (на примере памятника Саннай Маруяма) // Материалы 52-й Междунар. науч. студ. конф. МНСК-2014: Археология. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2014. – С. 50–51.

11. Иванова Д.А. «Каменные круги» эпохи дзёмон: причины возникновения и особенности конструкций // VIII Гродековские чтения: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Хабаровск: Хабаров. краевед. музей им. Н.И. Гродекова, 2015а. – Т. III. – С. 135–139.

12. Иванова Д.А. Памятник Госёно: структура и этапы развития дзёмонского поселения // Материалы LV Рос. археол.-этногр. конф. студентов и молодых ученых: сб. тез. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015б. – С. 85–86.

13. Иванова Д.А., Попов А.Н., Табарев А.В. Вторичные погребения в глиняных сосудах в культуре дзёмон на территории Северной Японии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12. – Вып. 5: Археология и этнография. – C. 146–156.

14. Иванова Д.А., Табарев А.В. Элитные погребения в культуре яёй (III в. до н.э. – III в. н.э.), Японский архипелаг // Ранний железный век Евразии от архаики до рубежа эр: Центры, периферия и модели культурных взаимодействий: мат-лы темат. науч. конф. – СПб.: Скифия-принт, 2015. – С. 32–35.

15. Крупянко А.А., Табарев А.В. Археологические комплексы эпохи камня в Восточном Приморье. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. – 104 с.

16. Крупянко А.А., Табарев А.В. Ранние проявления ритуально-символической деятельности в культурах каменного века Дальнего Востока России // Религиоведение. – 2013. – № 2. – С. 3–14.

17. Накамура Кэндзи. Погребальная практика Западной Японии // Дзё:мон дзидай-но ко:когаку. Сито томурай – со:сэй (Археология эпохи дзёмон: Смерть и похороны: Погребальная практика). – Токио: До:сэйся, 2007. – № 9. – С. 70–80 (на яп. яз.).

18. Сасаки Акира. Формирование памятников с «каменными скоплениями» в конце среднего – начале позднего дзёмона в бассейне реки Китаками, район Тохоку // То:кё: дайгаку бунка-бу ко:когаку кэнкю:-сицу кэнкю: киё: (Научный бюллетень исследовательской лаборатории по археологии факультета филологии Токийского университета). – 1989. – № 7. – С. 61–93 (на яп. яз.).

19. Табарев А.В. Клады каменных изделий в комплексах изначального дзёмона, Японский архипелаг // Горизонты тихоокеанской археологии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – С. 18–47.

20. Такада Кадзунори. Дзё:мон-но иэто мура-но фу:кэй: Госёно исэки (Представление о доме и деревне эпохи дзёмон: Памятник Госёно). – Токио: Синсэнся, 2005. – 93 с. (на яп. яз.). – (Исэкио манабу; № 15).

21. Фудзимото Хидэо. Кита-но хака (Могилы севера). – Токио: Гакусэйся, 1971. – 224 с. (на яп. яз.).

22. Хацуяма Такаюки. Раскопки памятника Тэрано Хигаси // Дзё:мон рандо сукэ-пу (Пейзажи эпохи дзёмон). – Токио: UM Promotion, 2005. – С. 108–117 (на яп. яз.).

23. Эндо Масао, Кодама Дайсэй. Памятник Комакино, префектура Аомори // Дзё:мон рандо сукэ-пу (Пейзажи эпохи дзёмон). – Токио: UM Promotion, 2005. – С. 55–70 (на яп. яз.).

24. Ямада Ясухиро. Погребальная практика эпохи дзёмон // Дзё:мон дзидай-но ко:когаку. Сито томурай – со:сэй (Археология эпохи дзёмон: Смерть и похороны: Погребальная практика). – Токио: До:сэйся, 2007. – № 9. – С. 3–17 (на яп. яз.).

25. Darvill T., Marshall P., Pearson M.P., Wainwright G. Stonehenge Remodeled // Antiquity. – 2012. – Vol. 86, iss. 334. – P. 1021–1040.

26. Dyakov V.I. The Oldest Habitation Site on the West Coast of the Sea of Japan // Current Research in the Pleistocene. – 1997. – Vol. 14. – P. 20–21.

27. Habu J. Ancient Jomon of Japan. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. – 333 p.

28. Harunari H. Archaeology of Sexual Symbolism in Japan // Bull. of the National Museum of Japanese History. – 1996. – Vol. 66. – P. 69–160.

29. Kawaguchi Sh. The Arrangement of the Oyu Stone Circles // Kyodo Bunka. – 1956. – Vol. 11, iss. 1. – P. 1–4.

30. Kawashima T. Mounds and Rituals in the Jomon Period // Documenta Praehistorica. – 2010. – Vol. XXXVII. – P. 185–192.

31. Kobayashi T. Jomon Refl ections. – Oxford: Oxbow Books, 2004. – 240 p.

32. Kodama D. Komakino Stone Circle and Its Signifi cance for the Study of Jomon Social Structure // Senri Ethnological Studies. – 2003. – Vol. 63. – P. 235–261.

33. Lawson A.J. The Structural History of Stonehenge // Proc. of the British Acad. – 1997. – Vol. 92. – P. 15–37.

34. Mikoshiba Site: Excavation and Research at a Site Transitional from the Terminal Late Paleolithic to the Incipient Jomon Period. – Nagano: Shimaki Shoseki Publishing Center, 2008. – 322 p.

35. Morse E.S. Dolmens in Japan // Popular Science Monthly. – 1880. – Vol. 16. – P. 593–601.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Табарев А.В., Иванова Д.А., Нестеркина А.Л., Соловьева Е.А. Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение. Археология, этнография и антропология Евразии. 2017;45(4):45-55. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.4.045-055

For citation: Tabarev A.V., Ivanova D.A., Nesterkina A.L., Solovieva E.A. The Jōmon Megalithic Tradition in Japan: Origins, Features, and Distribution. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2017;45(4):45-55. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2017.45.4.045-055

Просмотров: 101

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)