РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СКУЛЬПТУРЫ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ОБЛИКА КОСТЕНКОВСКОГО ТИПА

Полный текст:


Аннотация

Экспериментальным путем определены основные стадии изготовления зооморфных, полиэйконических и антропоморфных изображений. Выделены локальные и универсальные факторы, влияющие на характеристики верхнепалеолитической скульптуры: единые условные изобразительные приемы, ограниченный набор возможных технологических операций, особенности использования материала и сочетания изобразительных приемов на определенном памятнике, индивидуальная манера мастера, технологические ошибки и случайности, тафономия предмета.


Об авторе

Ю. С. Волкова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650029, Россия
Россия

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН

доцент Новосибирского государственного университета



Список литературы

1. Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. – М.; Л.: Наука. – 1966. – 222 с.

2. Абрамова З.А. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. – СПб.: Европейский дом, 2005. – 352 с.

3. Абрамова З.А. Древнейший образ человека: каталог по материалам палеолитического искусства Европы. – СПб.: Петербург. востоковедение, 2010. – 303 с.

4. Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента // СА. – 1965. – № 1. – С. 3–8.

5. Васильев С.А. Глиняная палеолитическая статуэтка из Майнинской стоянки // КСИА. – 1983. – № 173. – С. 76–78.

6. Волкова Ю.С. О «природном» источнике возникновения орнамента // Материалы докл. V (L) Рос. (с между-нар. участием) археол.-этногр. конф. студентов и молодых ученых, г. Иркутск, 4–9 апреля 2010 г. – Иркутск, 2010. – С. 397–398.

7. Гвоздовер М.Д. Обработка кости и костяные изделия Авдеевской стоянки // Палеолит и неолит СССР. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 2. – С. 192–226. – (МИА; № 39).

8. Громадова Б. Использование сырья из кости, бивня и рога на стоянках костенковско-авдеевской культуры (восточный граветт): автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2012. – 26 с.

9. Дюпюи Д. Новый подход к изучению женских статуэток из Костёнок I и Авдеево // Локальные различия в каменном веке: тез. докл. на Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения С.Н. Замятнина. – СПб., 1999. – С. 15–154.

10. Дюпюи Д., Праслов Н.Д. Фрагментация женских статуэток из камня в Костёнках I // Особенности развития верхнего палеолита Восточной Европы: тез. докл. Между-нар. конф., посвящ. 120-летию открытия палеолита в Костёнках. – СПб., 1999. – С. 29–30.

11. Ефименко П.П. Костёнки I. – М.; Л: Изд-во АН СССР, 1958. – 452 с.

12. Коробкова Г.Ф. Результаты бинокулярного исследования мергеля из верхнепалеолитической стоянки Костёнки I // СЭ. – 1969. – № 1. – C. 142–143.

13. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985. – 300 с.

14. Филиппов А.К. Проблемы технического формообразования орудий труда в палеолите // Технология производства в эпоху палеолита. – Л.: Наука, 1983. – С. 9–71.

15. Фрадкин Э.Е. Полиэйконическая скульптура из верхнепалеолитической стоянки Костёнки I // СЭ. – 1969. – № 1. – С. 135–142.

16. Хлопачёв Г.А. Два подхода к построению фигуры женских статуэток на восточно-граветтийских стоянках Русской равнины // Восточный граветт. – М.: Науч. мир, 1998. – С. 226–233.

17. Хлопачёв Г.А. Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. – СПб.: Наука, 2006. – 262 с.

18. Шовкопляс И.Г. Добраничевская стоянка на Киевщине (некоторые итоги исследования) // Палеолит и неолит СССР. – Л.: Наука, 1972. – Вып. 7. – С. 177–188. – (МИА; № 185).

19. Юргенсон Г.А., Гиря Е.Ю., Мороз П.В. Кремневое сырье Костёнок и кремни Русской равнины (опыт сравнения) // Stratum plus. – 2012. – № 1. – С. 179–191.

20. Alpert B.A. Context for the Vero Beach engraved mammoth // L’art Pléistocène dans le monde: Actes du Congrès IFRAO, Tarascon-sur-Ariège, septembre 2010. – Tarascon-sur-Ariège, 2012. – P. 122–123.

21. Béguën R., Clottes J. Art mobilier et art pariétal dans les caverns du Volp // L’art des objets au Paleolithique. – P.: Ministère de la Culture, 1990. – T. 2: Les voies de la recherché. – P. 157–172.

22. Bustamante P., Fay Yao W., Bustamante D. From Pleistocene Art to the Worship of the Mountains in China: Methodological tools for Mimesis in Paleoart // Pré actes du congrès, IFRAO Ariège: Pleistocene art of Asia. – Lacombe; Tarasconsur-Ariège, 2010 (DVD).

23. Chollet A., Airvaux J. Bases objectives de a chronologie de ‘art mobilier Paléolithique en Poitou // L’art des objets au Paleolithique. – P.: Ministère de la Culture, 1990. – T. 1: L’art mobilier et son contexte. – P. 77–82.

24. Coltorti M., Lemorini C., Peresani M., Polzinetti S., Pieruccini P., Silvestrini M., Zampetti D. A new Late Paleolithic “offering Venus” from Frasassi Gorge, Central Italy // Pré actes du congrès, IFRAO Ariège: Portable art. – Lacombe; Tarascon-sur-Ariège, 2010 (DVD.).

25. Dupuy D. La statuaire gravettienne, du geste au symbole: Thèse de doctorat Nouveau Régime. – Marseiile: Université de provence, 2007. – Vol. I. – 320 p.

26. Dupuy D. L’incomplétude et le morcellement du corps feminine dans l’imaginaire paléolithique: les sculptures gravettiennes de Kostienki 1-I (Plaine russe, 22 000–23 000 ans BP) // L’art Pléistocène dans le monde: Actes du Congrès IFRAO, Tarascon-sur-Ariège, septembre 2010. – Tarascon-sur-Ariège, 2012. – P. 256–258.

27. Edwards S.W. Nonutilitarian activities in the Lower Palaeolithic: a look at the two kinds of evidence // Current Anthropology. – 1978. – Vol. 19, N 1. – P. 135–137.

28. Hahn J. Modelage et peinture dans ‘art mobilier // L’art des objets au Paleolithique. – P.: Ministère de la Culture, 1990. – T. 2: Les voies de la recherché. – P. 217–222.

29. Helvenston P., Hodgson D. The neuropsychology of ‘animism’: implications for understanding rock art // Rock art research. – 2010. – Vol. 27 (1). – P. 61–94.

30. Klima B. Les representations animals du Paléolithique Supérieur de Dolni Vestonice // La Contribution de la Zoologie et de l’Ethologie à l’interprétation de l’art des peoples chasseurs préhistoriques: 3e colloque de la Soc. Suisse des Siences Humaines, Sigriswil 1979. – Fribourg, 1984. – P. 323–332.

31. Mons L. Les statuettes animalieres en gres de la grotte d’Isturitz (Perenees–Atlantiques): observation at hypotheses de fragmentation volontaire // L’Anthropologie. – 1986. – T. 90, N 4. – P. 701–718.

32. Mussi M. Les statuette italiennes de pierre tendre de Savignano et Grimaldi // La Dame de Brassempouy: Actes du Colloque de Brassempouy H. Delporte. – Liège: Universitè de Liège, 1995. – P. 169–185. – (ERAUL; N 74).

33. Pavlov I – Southeast: A window into the Gravettian lifestyles / ed. by J.A. Svoboda. – Brno: Institute of Archoeology, 2005. – 500 p. – (Doln’ V’stonice Studies; N 14).

34. Purdy B., Jones K., Mecholsky J.J., Bourne G., Hulbert R.C., MacFadden B.J., Church K.L., Warren M.W., Jorstad Th.F., Stanford D.J., Wachowiak M.J., Speak-man R.J. Earliest Art in the Americas: Incised Image of a

35. Mammoth on a Mineralized Extinct Animal Bone from the Old Vero Site (8-Ir-9), Florida // Pré actes du congress, IFRAO Ariége: Pleistocene art of North America. – Lacombe; Tarasconsur-Ariège, 2010 (DVD).

36. Svoboda J. L’art Gravettien en Moravie: context, dares et styles // L’anthropologie. – 1999. – T. 99, N 2/3. – P. 258–272.

37. Taborin Y. Le décor des odjets de parure // L’art des objets au Paleolithique. – P.: Ministère de la Culture, 1990. – T. 2: Les voies de la recherché. – P. 19–39.

38. Wendt W.E. Art mobilier aus der Apollo 11 – Grotte in Süd-west-Afrika: Die ăltesten datiren Kunstwerke Afrikas // Acta Praehistorica et Archaeologica. – 1974. – N 5. – S. 1–42.

39. White R. Substantial Acts: From Materials to Meaning in Upper Paleolithic Representation // Beyond Art: Pleistocene Image and Symbol. – San Francisco: California Academy of sciences, 1997. – P. 93–120.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Волкова Ю.С. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СКУЛЬПТУРЫ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ОБЛИКА КОСТЕНКОВСКОГО ТИПА. Археология, этнография и антропология Евразии. 2013;55(3):33-39.

For citation: Volkova Y.S. AN EXPERIMENTAL TECHNOLOGICAL STUDY OF UPPER PALEOLITHIC KOSTENKI-TYPE FIGURINES. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2013;55(3):33-39. (In Russ.)

Просмотров: 34

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)