Preview

Археология, этнография и антропология Евразии

Расширенный поиск

ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ТРАДИЦИОННЫХ НАРРАТИВАХ: РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ МИФОЛОГИИ

https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.2.149-157

Аннотация

Для реконструкции последовательности появления представлений о мире и человеке проанализировано ареальное распределение мотивов, выделенных из традиционных нарративов (примерно 25 тыс. текстов). Статистическая обработка позволила выявить комплексы мотивов, соответствующие путям древнейших миграций. Оценки базируются на результатах сопоставления комплексов одинаковых мотивов в Старом и Новом Свете. Использованная методика открыла возможность впервые проследить эпохальную динамику развития мифологии на основе анализа данных. Наиболее древний комплекс, отражающий южный путь расселения человека из Африки, связан с объяснением происхождения смерти. Мотивы этой группы хорошо представлены в Африке к югу от Сахары, в Южной Евразии, Океании и Америке (особенно в Южной), но редки на севере Евразии, в Американской Арктике и Субарктике. Мотивы, относящиеся к теме появления человека, его анатомии, отношений полов, характерны для циркумтихоокеанского мира. Эта тема стала развиваться у вышедших из Африки популяций после освоения Юго-Восточной Азии, но до начала заселения Нового Света. С учетом географии распространения мотивов, посвященных космогонии и этиологии природных явлений, можно предположить, что некоторые из них возникли на юге Евразии, были принесены в Сибирь и уже оттуда проникли в Америку. Представления, которые являлись основой интерпретации небесных объектов, развились позже всего. Эти мотивы обильны только в Северной Евразии, откуда многие были принесены в Северную, но не в Южную Америку.

Об авторе

Ю. Е. Березкин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Россия
Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034


Список литературы

1. Балановский О.П. Генетические данные о заселении Высоких широт // Первоначальное заселение Арктики человеком в условиях меняющейся природной среды. – М.: ГЕОС, 2014. – С. 408–422.

2. Березкин Ю.Е. [Рецензия] // Этногр. обозр. – 2002. – № 6. – С. 172–177. – Рец. на кн.: Gender in Amazonia and Melanesia. An Exploration of the Comparative Method. – Berkeley, Los Angeles; L.: Univ. of California Press, 2001. – 392 p.

3. Березкин Ю.Е. Происхождение смерти – древнейший миф // Этногр. обозр. – 2007а. – № 1. – С. 70–89. Березкин Ю.Е. Космогонические сюжеты «ныряльщик за землей» и «выход людей из земли» (о гетерогенном происхождении американских индейцев) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2007б. – № 4. – С. 110–123.

4. Березкин Ю.Е. Африка: миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с.

5. Березкин Ю.Е. Распространение фольклорных мотивов как обмен информацией, или Где запад граничит с востоком // Антропологический форум. – 2015. – № 26. – С. 153–170.

6. Березкин Ю.Е. Рождение звездного неба: представления о ночных светилах в исторической динамике. – СПб.: Музей антропол. и этногр. (Кунсткамера) РАН, 2017. – 316 с.

7. Березкин Ю.Е., Боринская С.А. О чем говорили наши далекие предки // Природа. – 2014. – № 12. – С. 48–54.

8. Васильев С.А., Березкин Ю.Е., Козинцев А.Г., Пейрос И.И., Слободин С.Б., Табарев А.В. Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 680 с.

9. Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). – М.: Ин-т этнол. и антропол. им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, 1991. – 189 с.

10. Berezkin Yu. Spread of folklore motifs as a proxy for information exchange: contact zones and borderlines in Eurasia // Trames. A J. of Humanities and Social Sciences. – 2015a. – Vol. 19, N 1. – P. 3–13.

11. Berezkin Yu. Folklore and mythology catalogue: its lay-out and potential for research // The Retrospect Methods Network Newsletter. – 2015b. – N 10. – P. 56–70.

12. Berezkin Yu., Duvakin E. Buried in a head: African and Asian parallels to Aesop’s fable // Folklore. – 2016. – Vol. 127, N 1. – P. 91–102.

13. Chen F.H., Dong G.H., Zhang D.J., Liu X.Y., Jia X., An C.B., Ma M.M., Xie Y.W., Barton L., Ren X.Y., Zhao Z.J., Wu X.H., Jones M.K. Agriculture facilitated permanent human occupation of the Tibetan Plateau after 3600 B.P. // Science. – 2015. – N 347 (6219). – P. 248–250.

14. Uther H.-J. The Types of International Folktales. – Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2004. – Vol. 1. – 619 p.; Vol. 2. – 536 p.; Vol. 3. – 285 p.


Рецензия

Для цитирования:


Березкин Ю.Е. ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ТРАДИЦИОННЫХ НАРРАТИВАХ: РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ МИФОЛОГИИ. Археология, этнография и антропология Евразии. 2018;46(2):149-157. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.2.149-157

For citation:


Berezkin Y.E. MANIFESTATION OF WORLDVIEWS IN TRADITIONAL NARRATIVES: RECONSTRUCTION OF GLOBAL TENDENCIES IN THE SPREAD AND THE CHRONOLOGY OF EMERGENCE OF MYTHOLOGICAL MOTIFS. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2018;46(2):149-157. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.2.149-157

Просмотров: 605


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)