Preview

Археология, этнография и антропология Евразии

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОРТРЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.146-152

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен анализ реалистичности портретных изображений в контексте физической антропологии. Изучены стандартные описательные антропологические признаки лица, такие как строение складки верхнего века, профиль спинки носа и т.д., имеющиеся на 120 портретных изображениях. Для установления точности передачи черт лица художником данные признаки определены для пар изображений одного и того же человека. Использованы 30 пар портретов одного человека, нарисованных разными художниками, и 30 пар портретов–фотографий, на каждой из которых запечатлен один и тот же человек. Для каждого признака найдена средняя разница в значениях. Полученные расхождения в баллах оказались минимальными, в пределах ошибки метода, что свидетельствует о высокой точности художников в передаче особенностей лица. Созданы четыре обобщенных изображения: два – французской аристократии XV–XVI вв. и два – населения Голландии (преимущественно Амстердама) XV–XVII вв. Каждый обобщенный портрет создан на основе разных индивидуальных изображений. Обобщенные портреты для каждого географического региона очень похожи. Это позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, обобщенный портрет является характеристикой группы, а не просто суммой индивидуальных изображений; во-вторых, даже при возможном наличии погрешностей в изображении отдельных индивидов точность художественных портретов достаточна для описания особенностей группы. Таким образом, при должном подборе художественных портретов для анализа и при учете специфики работы с двухмерными изображениями портретная живопись может служить ценным и уникальным источником антропологической информации.

Об авторе

М. О. Вергелес
Научно-исследовательский институт им. Д.Н. Анучина и Музей антропологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Россия

эколог 

ул. Моховая, 11, Москва, 125009



Список литературы

1. Бунак В.В. Crania armenica: Исследование по антропологии Передней Азии. – М.: [б. и.], 1927. – 320 с. – (Тр. Антропол. науч.-исслед. ин-та при I МГУ; вып. II. Прил. к «Рус. антропол. журналу»; т. XVI; вып. 1/2).

2. Бунак В.В. Антропометрия. – М.: Учпедгиз, 1941. – 368 с.

3. Вергелес М.О. Понятие «расы» в американской физической антропологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2015. – № 3. – С. 82–93.

4. Голландский групповой портрет золотого века. Из собрания Амстердамского музея: каталог выставки. – М.: Красная площадь, 2013. – 83 с.

5. Гохман И.И., Баркова Л.Л. Кто они? «Стерегущие золото грифы» (опыт реконструкции антропологического состава и социальной структуры по данным палеоантропологии и изображений человека) // Горизонты антропологии: тр. междунар. науч. конф. памяти акад. В.П. Алексеева. – М.: Наука, 2003. – С. 418–426.

6. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследования. – М.: Изобраз. искусство, 1982. – 320 с.

7. Локк К.Э. Антропологические типы населения России по произведениям портретной живописи середины 18-го века – начала 19-го века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 16: Биология. – 2011а. – № 2. – С. 22–25.

8. Локк К.Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты): дис. … канд. биол. наук. – М., 2011б. – 163 с.

9. Локк К.Э., Перевозчиков И.В., Сухова А.В., Тихомиров М.Н. Антропологическое описание российских офицеров начала XIX века по материалам живописных портретов Военной галереи Зимнего дворца // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2012. – № 3. – С. 4–11.

10. Маурер А.М., Перевозчиков И.В. Региональные обобщенные портреты великорусов по материалам Русской антропологической экспедиции 1955–1959 гг. // Восточные славяне. Антропология и этническая история. – М.: Науч. мир, 1999. – С. 95–108.

11. Новосельская И.Н. Французский рисунок XV–XVI веков в собрании Эрмитажа. – СПб.: Славия, 2004. – 151 с.

12. Перевозчиков И.В., Вергелес М.О., Шпак Л.Ю., Сухова А.В. К антропологической характеристике населения Амстердама XVI–XVII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2015. – № 4. – С. 97–106.

13. Перевозчиков И.В., Маурер А.М. Обобщенный фотопортрет: история, методы, результаты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2009. – № 1. – С. 35–44.

14. Перевозчиков И.В., Шпак Л.Ю., Шимановская А.С. К антропологии Фаюмского оазиса I–IV веков нашей эры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2012. – № 4. – С. 127–133.

15. Портрет // Большая Российская Энциклопедия. – М.: Большая Рос. Энцикл., 2015. – Т. 27. – С. 192–194.

16. Савинецкий А.Б., Низаметдинов Ш.У., Сыроежкин Г.В., Сафиуллин А.Э. Разработка методов создания и обработки обобщенных компьютерных изображений и их приложение в антропологии // Науч. визуализация. – 2015. – Т. 7, № 5. – С. 53–67.

17. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. – 378 с.

18. Шпак Л.Ю. Древние изображения человека: оценка информативности в контексте их применения в физической антропологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23: Антропология. – 2015. – № 4. – С. 116–125.

19. Coon C.S. The Races of Europe. – N. Y.: The Macmillan comp., 1939. – 740 p.

20. Edgar H.J.H. Biohistorical approaches to “race” in the United States: biological distances among African Americans, European Americans, and their ancestors // Am. J. of Phys. Anthropol. – 2009. – N 139. – P. 58–67.

21. Edgar H.J.H., Hunley K.L. Introduction to the simposium issue: Race reconciled? How biological anthropologists view human variation // Am. J. of Phys. Anthropol. – 2009. – N 139. – P. 1–4.

22. Edwards A.W.F. Human genetic diversity: Lewontin’s fallacy // Bioassays. – 2003. – N 25. – P. 798–801.

23. Exposition de portraits peints et dessinés du XIII au XVII siecle: Catalogue. – P.: Librairie centrale des beaux-arts, 1907. – 202 p.

24. Galassi F.M., Galassi S. Teofi lo Folengo’s facial paralysis and unknown demise // Neurological Sci. – 2015. – N 36. – P. 1961–1962.

25. Galassi F.M., Galassi S. A case of Horton’s disease (with its potential neurological symptoms) depicted in a portrait by Andrea Mantegna // Neurological Sci. – 2016. – N 37. – P. 147–148.

26. Gravlee C.C. How race becomes biology: embodiment of social inequality // Am. J. of Phys. Anthropol. – 2009. – N 139. – P. 47–57.

27. Jorde L.B., Wooding S.P. Genetic variation, classifi cation, and ‘race’ // Nature Genetics Suppl. – 2004. – N 36. – P. 28–33.

28. Traversari M., Ballestriero R., Galassi F.M. A likely case of goiter in the Madonna col Bambino dormiente (1465/1470) by Andrea Mantegna (1431–1506) // J. of endocrinol. investigation. – 2017. – N 40 (2). – P. 237–238.

29. West S. Portraiture (Oxford History of Art). – Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. – 256 p.


Для цитирования:


Вергелес М.О. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОРТРЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. Археология, этнография и антропология Евразии. 2018;46(3):146-152. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.146-152

For citation:


Vergeles M.O. REALISM OF FACE DEPICTION IN PORTRAITURE. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2018;46(3):146-152. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.146-152

Просмотров: 84


ISSN 1563-0110 (Print)