Preview

Археология, этнография и антропология Евразии

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Вода в мировоззрении населения Северо-Восточной Европы в каменном веке

https://doi.org/10.17746/1563-0110.2019.47.1.023-032

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению воды и водных объектов как сакральных элементов в культурах каменного века (в первую очередь неолита) северной части лесной полосы Восточной Европы на материалах, происходящих преимущественно с территории Северо-Запада России и Фенноскандии. Особая значимость воды и определенных водных элементов ландшафта, таких как реки, озера, болота, водопады и пороги, рассматривается в контексте древних практик помещения в природную среду предметов материальной культуры, в первую очередь каменных артефактов. Другим источником для освещения этой темы являются памятники наскального искусства, как в силу ландшафтной приуроченности этих объектов, так и благодаря представленным в них мотивам, параллели которым можно найти в этнографических материалах и фольклоре. Наконец, кратко рассматривается вопрос о разграничении «сакрального» и «профанного» при интерпретации культурных феноменов доисторической древности. Вода является важным элементом человеческого существования во многих аспектах, но водные объекты могут также быть опасными и непредсказуемыми. Таким образом, вода имела двойственное значение, и этому элементу окружающей среды в каменном веке мог придаваться соответствующий смысл.

Об авторах

К. Нордквист
Университет Хельсинки
Финляндия
доктор философии, научный сотрудник


В.-П. Херва
Университет Оулу, Финляндия
Финляндия
доктор философии, профессор Университета Оулу


С. Санделл

Финляндия
магистр философии, независимый исследователь


Список литературы

1. Брюсов А.Я. История древней Карелии. – М.: ГИМ, 1940. – 320 с.

2. Герман К.Э., Мельников И.В. Археологические исследования в заповеднике «Кивач» в 2014–2016 гг. // Культурные процессы в циркумбалтийском пространстве в раннем и среднем голоцене: докл. междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения В.И. Тимофеева. СанктПетербург, Россия, 26–28 апр. 2017 г. – СПб.: МАЭ РАН, 2017. – С. 181–186.

3. Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 429 с.

4. Жульников А.М. Петроглифы Карелии: Образ мира и миры образов. – Петрозаводск: Скандинавия, 2006. – 222 с.

5. Кочкуркина С.И. Археологические памятники Карелии: каталог. – Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. – 198 с.

6. Лобанова Н.В., Филатова В.Ф. Археологические памятники в районе Онежских петроглифов. – М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2015. – 464 с.

7. Нордквист К., Херва В.-П., Санделл С. Вода и водные объекты как сакральные элементы в эпоху неолита–энеолита на Северо-Западе России // Археология сакральных мест России: тез. докл. науч. конф. с междунар. участием. Соловки, 7–12 сент. 2016 г. – Архангельск, 2016. – С. 25–30.

8. Савватеев Ю.А. Залавруга: Археологические памятники низовья реки Выг. – Л.: Наука, 1977. – Ч. 2: Стоянки. – 323 с.

9. Сериков Ю.Б. К вопросу о сакральном использовании акватории озер и рек // Тверской археологический сборник. – Тверь: Триада, 2015. – Вып. 10, т. I. – С. 440–446.

10. Шумкин В.Я., Колпаков Е.М., Мурашкин А.И. Некоторые итоги новых раскопок могильника на Большом Оленьем острове Баренцева моря // Зап. ИИМК РАН. – 2006. – Вып. 1. – С. 42–52.

11. Aldhouse-Gren M. Dying for the Gods: Human Sacrifi ce in Iron Age and Roman Europe. – Stroud: Tempus, 2002. – 240 p.

12. Berezkin Y. The Pleiades as Openings, the Milky Way as the Path of Birds, and the Girl on the Moon: Cultural Links across Northern Eurasia // Folklore. – 2010. – Vol. 44. – P. 7–34.

13. Bird-David N. ‘Animism’ Revisited: Personhood, Environment and Relational Epistemology // Current Anthropol. – 1999. – Vol. 40, N S1. – P. 67–91.

14. Bradley R. Archaeology of Natural Places. – L.: Routledge, 2000. – 177 p.

15. Brown L.A., Walker W.H. Prologue: Archaeology, Animism, and Non-Human Agents // J. of Archaeol. Method and Theory. – 2008. – Vol. 15. – P. 297–299.

16. Chadwick A.M. Routine Magic, Mundane Ritual: Towards a Unified Notion of Depositional Practice // Oxford J. of Archaeol. – 2012. – Vol. 31, iss. 3. – P. 283–315.

17. Edgren H. Suomen kampakeraamisen kulttuurin reikäkivet. – Helsinki: Helsingin yliopisto, 1978. – 114 s.

18. Edgren T. Formgivning och function: En kamkeramisk studie. – Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistys, 1982. – 78 s.

19. Fredengren C. Water Politics: Wet Deposits of Human and Animal Remains in Uppland, Sweden // Fornvännen. – 2015. – Vol. 110. – P. 161–183.

20. Gjerde J.M. Rock Art and Landscapes: Studies of Stone Age Rock Art from Northern Fennoscandia. – Tromsø: Univ. of Tromsø, 2010. – 505 p.

21. Goldhahn J. Roaring Rocks: An Audio-visual Perspective on Hunter-gatherer Engravings in Northern Sweden and Scandinavia // Norweg. Archaeol. Rev. – 2002. – Vol. 35, iss. 1. – P. 29–61.

22. Grönhagen J. Ristiinan Astuvansalmi, muinainen kulttipaikkako? // Suomen Museo. – 1994. – Vol. 101. – S. 5–18.

23. Hallgren F. Mesolithic Skull Deposits at Kanaljordern, Motala, Sweden // Current Swed. Archaeol. – 2011. – Vol. 19. – P. 244–246.

24. Helskog K. The Shore Connection. Cognitive Landscape and Communication with Rock Carvings in Northernmost Europe // Norweg. Archaeol. Rev. – 1999. – Vol. 32, iss. 2. – P. 73–94.

25. Herva V.-P. Living (with) Things: Relational Ontology and Material Culture in Early Modern Northern Finland // Cambr. Archaeol. J. – 2009. – Vol. 19, iss. 3. – P. 388–397.

26. Herva V.-P., Ylimaunu T. Coastal Cosmologies: Longterm Perspectives on the Perception Understanding of Dynamic Coastal Landscapes in the Northern Baltic Sea Region // Time and Mind. – 2014. – Vol. 7, iss. 2. – P. 183–202.

27. Holbraad M. Ontology, Ethnography, Archaeology. An Afterword on the Ontography of Things // Cambr. Archaeol. J. – 2009. – Vol. 19, iss. 3. – P. 431–441.

28. Huurre M. Satakunnan kivikausi // Satakunnan historia 1. – Rauma: Satakunnan maakuntaliitto, 1991. – S. 85–323.

29. Kuusi M., Bosley K., Branch M. Finnish Folk Poetry: Epic. – Helsinki: Finnish Literature Society, 1977. – 607 p.

30. Lahelma A. Excavating Art. A ‘Ritual Deposit’ Associated with the Rock Paintings of Valkeisaari, Eastern Finland // Fennoscandia Archaeologica. – 2006. – Vol. XXIII. – P. 2–23.

31. Lahelma A. A Touch of Red: Archaeological and Ethnographic Approaches to Interpreting Finnish Rock Paintings. – Helsinki: Finnish Antiquarian Soc., 2008. – 77 p.

32. Lahelma A. Strange Swans and Odd Ducks: Interpreting the Ambiguous Waterfowl Imagery of Lake Onega // Visualising the Neolithic: Abstraction, Figuration, Performance, Representation. – Oxford: Oxbow Books, 2012. – P. 15–33.

33. Larsson L. Water and Fire as Transformation Elements in Ritual Deposits of the Scandinavian Neolithic // Documenta Praehistorica. – 2011. – Vol. XXXVIII. – P. 69–82.

34. Lewis-Williams D., Dowson T. Through the Veil: San Rock Paintings and the Rock Face // South African Archaeol. Bull. – 1990. – Vol. 45. – P. 5–16.

35. Nordqvist K. Kiviniemen seutu kivikaudelta keskiaikaan // Kuohuva Kiviniemi: Sakkolassa Karjalan kannaksella. – Lempäälä: Sakkola-säätiö, 2013. – S. 20–33.

36. Nordqvist K. The Stone Age of north-eastern Europe 5500–1800 calBC: Bridging the gap between the East and the West. – Oulu: Univ. of Oulu, 2018. – 164 p.

37. Nordqvist K., Seitsonen O. The Finnish Archaeological Activities in the Present-day Karelian Republic until 1944 // Fennoscandia Archaeologica. – 2008. – Vol. XXV. – P. 27–60.

38. Pääkkönen L.V. Kesämatkoja Venäjän Karjalassa sekä hajanaisia kuvauksia Karjalan kansan nykyisyydestä ja entisyydestä. – Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistys, 1898. – 257 s.

39. Pälsi S. Ein Steinzeitlicher Moorfund // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja. – 1920. – Vol. 28, N 2. – S. 1–19.

40. Pentikäinen J. Saamelaiset. Pohjoisen kansan mytologia. – Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1995. – 408 s.

41. Rainbird P. The Archaeology of Islands. – Cambridge: Cambr. Univ. Press, 2007. – 200 p.

42. Ruohonen J. Kuolleiden saaret: Historiallisen ajan keskisuomalaisten saarihautausmaiden luonne ja käyttö hautapaikkoina. // J@rgonia. – 2010. – Vol. 17. – S. 1–25.

43. Saarnisto M. Emergence History of Karelian Isthmus // Karelian Isthmus – Stone Age Studies in 1998–2003. – Helsinki: Finnish Antiquarian Society, 2008. – P. 128–139.

44. Sarmela M. Suomen perinneatlas. – Helsinki: Finnish Literature Soc., 1994. – 259 s. – (Suomen kansankulttuurin kartasto; N 2).

45. Siikala A.-L. Suomalainen šamanismi: Mielikuvien historiaa. – Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1992. – 359 s.

46. Takala H. Äyräpään kihlakunnan esihistoria I: Muinaislöydöt 1847–1944. – Lahti: Vuoksen vartio, 2005. – 216 s.

47. Wessman A. Levänluhta: A Place of Punishment, Sacrifi ce or Just a Common Cemetery // Fennoscandia Archaeologica. – 2009. – Vol. XXVI. – P. 81–105.

48. Westerdahl C. Seal on Land, Elk at Sea: Notes on and Applications of the Ritual Landscape at the Seaboard // Intern. J. of Nautical Archaeol. – 2005. – Vol. 34. – P. 2–23.


Для цитирования:


Нордквист К., Херва В., Санделл С. Вода в мировоззрении населения Северо-Восточной Европы в каменном веке. Археология, этнография и антропология Евразии. 2019;47(1):23-32. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2019.47.1.023-032

For citation:


Nordqvist K., Herva V., Sandell S. Water and Cosmology in the Stone Age of Northeastern Europe. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2019;47(1):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2019.47.1.023-032

Просмотров: 74


ISSN 1563-0110 (Print)