Preview

Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia

Advanced search

THE DOLGAYA-1 SITE AND THE NOVOROMANOVO ROCK ART GALLERY: A TENTATIVE INTERPRETATION WITH REGARD TO MYTHOLOGY AND SEASONAL RITES

Abstract

The Dolgaya-1 site and Novoromanovo rock art gallery in the Kemerovo Province, southern Siberia, may be jointly regarded as an unusual archaeological and petroglyphic complex dating to the Bronze Age. The proposed interpretation is based on the idea of a hunting feast in the context of the seasonal myth about a cosmic hunt. Late Ugrian and Evenkian reminiscences of this myth are discussed. The geographic location of Dolgaya-1 and Novoromanovo, specifically its drainage, may have contributed to the sacralization of the area.

About the Authors

I. V. Kovtun
Institute of Human Ecology, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Leningradsky Pr. 10, Kemerovo, 650065, Russia
Russian Federation


A. G. Marochkin
Institute of Human Ecology, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Leningradsky Pr. 10, Kemerovo, 650065, Russia
Russian Federation


References

1. Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. – М.: Наука, 1982. – С. 162–192.

2. Алексеенко Е.А. Кеты: истор.-этногр. очерки. – Л.: Наука, 1967. – 262 с.

3. Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). – Л.: Наука, 1976. – С. 67–105.

4. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 235 с.

5. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. – СПб.: [Тип. Имп. Академии наук], 1914. – 90 с. – (Сб. МАЭ; т. II, вып. 2).

6. Бауло А.В. Лось // Мифология манси. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. – С. 81–82.

7. Берёзкин Ю.Е. Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 2. – С. 141–150.

8. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 606 с.

9. Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. – М.: [Тип. Е.Г. Потапова], 1888. – 91 с.

10. Григоровский И.П. Предание нарымских инородцев о созвездии «Лось» // Томские губернские ведомости. Часть неофициальная. – 1882. – № 31. – С. 464–465.

11. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: Алетейа, 2005. – 472 с.

12. Епимахов А.В. О возможности формирования единой системы хронологии бронзового века Северной Евразии // Западная и Южная Сибирь в древности: сб. науч. тр. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2005. – С. 169–173.

13. Епимахов А.В. Относительная и абсолютная хронология синташтинских памятников в свете радиокарбонных датировок // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2007. – № 17. – С. 402–421.

14. Иванов Вяч. Вс. Астральные мифы // Мифы народов мира. – М.: Рос. энцикл., 1994. – Т. 1. – С. 116–118.

15. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1987. – 284 с.

16. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. – СПб.: [Тип. Имп. Академии наук], 1907. – XXV, 659 с. – (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым; ч. IX).

17. Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. – Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2002. – 294 с.

18. Ковтун И.В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. – 140 с.

19. Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. – 184 с.

20. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1984. – 189 с.

21. Кулемзин В.М. Традиционное мировоззрение хантов // Кулемзин В.М. О хантыйских шаманах. – Тарту: Эстон. лит. музей, 2004. – С. 126–180.

22. Лушникова А.В. Ранние представления о Большой Медведице у народов Евразии // Астрономия древних обществ. – М.: Наука, 2002. – С. 259–261.

23. Лушникова А.В. Модель универсума древних календарей (лингвистическая реконструкция). – М.: Сов. писатель, 2004. – 258 с.

24. Лушникова А.В. Календари Северной Евразии и Сибири как источник для реконструкции древней картины мира // Вопросы языкознания. – 2005. – № 5. – С. 11–29.

25. Мартынов А.И., Ломтева А.А. О хронологической и культурной принадлежности Новоромановских петроглифов // Современные проблемы изучения петроглифов. – Кемерово: Кем. гос. ун-т, 1993. – С. 192–202.

26. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. – М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. – 235 с.

27. Максимова И.Г., Мец Ф.И. К проблеме интерпретации одного из сюжетов томских писаниц // Актуальные проблемы древней и средневековой истории Сибири. – Томск: Том. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 1997. – С. 104–109.

28. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – 4-е изд., репр. – М.: Вост. лит., 2006. – 407 с.

29. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2010. – 285 с.

30. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М.: Наука, 1990. – 568 с.

31. Молодин В.И. Периодизация, хронология и культурная идентификация памятника Чича (Барабинская лесостепь) // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции: мат-лы Зап.-Сиб. археол.-этногр. конф. – Томск: Аграф-Пресс, 2008. – С. 155–163.

32. Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю – культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. – 264 с.

33. Молодин В.И., Октябрьская И.В., Чемякина М.А. Образ медведя в пластике западносибирских аборигенов эпохи неолита и бронзы // Медведь в древних и современных культурах Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. – С. 23–36. – (Народы Сибири: история и культура).

34. Новгородова Э.А. Древняя Монголия: Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории. – М.: Наука, 1989. – 383 с.

35. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья: Историко-археологическое исследование. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – Ч. I, II. – 412 с. – (МИА; № 18).

36. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц: Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. – М.: Искусство, 1972. – 255 с.

37. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1994. – Т. 2: Мир реальный и мир потусторонний. – 475 с.

38. Ошаров М. Тунгусские сказки // Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. – С. 275–283. – (Труды по фольклору; т. I).

39. Панкратова Л.В., Плетнёва Л.М. Архитектоника антропозооморфных изображений на керамике Кижировского городища // Археолого-этнографические исследования Северной Евразии: от артефактов к прочтению: К 80-летию С.В. Студзицкой и М.Ф. Косарева. – Томск: Аграф-Пресс, 2012. – С. 166–187.

40. Патканов С. Тип остяцкого богатыря: по остяцким былинам и героическим сказаниям. – СПб.: In Commission bei K. Rickker (Nevsky № 14), 1891. – 75 с.

41. Пежемский В.С. Две легенды ербогаченских эвенков // Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. – С. 272–275. – (Труды по фольклору; т. I).

42. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. – М.: Астрель; Аст; Транзиткнига, 2005. – 463 с.

43. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества. – СПб.: [Тип. В. Киршбаума], 1883. – Вып. IV: Материалы этнографические, с 26 таблицами рисунков. – 1026 с.

44. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). – Сургут: Северный дом; Сев.-Сиб. регион. кн. изд-во, 1993. – 208 с.

45. Савинов Д.Г. Окуневские могилы на севере Хакасии // Проблемы западносибирской археологии: Эпоха камня и бронзы. – Новосибирск: Наука, 1981. – С. 111–117.

46. Семёнов В.А. О некоторых способах организации и описания космоса народами уральской языковой семьи (к интерпретации числовых дефиниций) // Смерть как феномен культуры. – Сыктывкар: Сыктывкар. гос. ун-т, 1994. – С. 115–121.

47. Стеблин-Каменский И.М. Вступительные статьи // Гаты Заратуштры / пер. с авест., коммент. и прилож. И.М. Стеблин-Каменского. – СПб.: Петербург. Востоковедение, 2009. – С. 4–32.

48. Топоров В.Н. Лось // Мифы народов мира. – М.: Рос. энцикл., 1994. – Т. 2. – С. 69–70.

49. Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. – Новосибирск: Наука, 1980. – 183 с.

50. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997. – 448 с.

51. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. – М.: Наука, 1964. – Ч. 1. – 52 с., XXVI табл. – (САИ; вып. В4–12).

52. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. – М.: Наука, 1971. – Ч. 2. – 120 с. – (САИ; вып. В4–12 (2)).

53. Gorsdorf J., Parzinger H., Nagler A. 14C dating of the Siberian steppe zone from Bronze Age to Scythian time // Impact of the Environment on Human Migration in Eurasia. – Dordrecht; Boston; L.: Kluwer Academic Publishers, 2004. – P. 83–89.

54. Svyatko S.V., Mallory J.P., Murphy E.M., Polyakov A.V., Reimer P.J., Schulting R.J. New radiocarbon dates and a review of the chronology of prehistoric populations from the Minusinsk basin, Southern Siberia, Russia // Radiocarbon. – 2009. – Vol. 51, N 1. – P. 243–273.


Review

For citations:


Kovtun I.V., Marochkin A.G. THE DOLGAYA-1 SITE AND THE NOVOROMANOVO ROCK ART GALLERY: A TENTATIVE INTERPRETATION WITH REGARD TO MYTHOLOGY AND SEASONAL RITES. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2014;58(2):101-110. (In Russ.)

Views: 303


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)