Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

К вопросу об интерпретации стел культовых комплексов в Северной Месопотамии эпохи докерамического неолита


https://doi.org/10.17746/1563-0102.2018.46.4.013-021

Полный текст:


Аннотация

В статье на основе анализа с применением междисциплинарного и семиотического подходов дана авторская интерпретация значения вертикально установленных стел/столбов/пилястр культовых комплексов в Северной Месопотамии переходной к неолиту эпохи. Затрагиваются вопросы содержательного наполнения культовых практик, которые осуществлялись переходившими к оседлости коллективами. Как показал анализ, идея продолжения рода/плодородия/процветания относилась к наиболее важным для обществ того места и времени концептам. Монументальные стелы, столбы, пилястры сакральных комплексов в Верхнем Двуречье переходного к неолиту периода, представляя собой зооантропоморфных существ – божеств-покровителей коллективов, их создававших, – в одном из других своих значений, весьма вероятно, утверждали мужскую плодотворную силу. У начинавших практиковать постоянное проживание на конкретных территориях сообществ формировался культ сверхъестественных покровителей, связанных с данной местностью и отдельными группами людей. Почитание предков в этой мировоззренческой системе играло важную роль и было связано с тотемами групп. В символике Северной Месопотамии переходного к неолиту периода зафиксированы характерные для обществ охотников-собирателей тотемические представления. Анализ символических свидетельств показал формирование новых установок в картине мира и социальном устройстве ранних оседлых коллективов. Часть этих нововведений, пережив трансформацию, проявилась в виде устойчивых мотивов в более поздних культурах древневосточных цивилизаций, чему имеются подтверждения в материальных и письменных источниках рассматриваемого региона.

Об авторе

Т. В. Корниенко
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Кандидат исторических наук, доцент 

ул. Ленина, 86, Воронеж, 394043



Список литературы

1. Алёкшин В.А. Черепа людей в обрядах неолитических земледельцев Юго-Западной Азии // Памятники древнего и средневекового искусства: Проблемы археологии. – 1994. – Вып. 3. – С. 59–78.

2. Бер-Глинка А.И. Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы // Stratum plus. – 2015. – № 2. – С. 17–83.

3. Бер-Глинка А.И. Змея как сексуальный и брачный партнер человека: (Еще раз о семантике образа змей в фольклорной традиции европейских народов) // Культурные взаимодействия: Динамика и смыслы: сб. ст. в честь 60-летия И.В. Манзуры. – Кишинев: Stratum, 2016. – С. 435–575.

4. Иванов В.Вс. Змей // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т. 1. – С. 468–471.

5. Иванова В.В. Змея – Джинн – Предок: Анатолийский взгляд на хранителя дома // Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. – СПб.: МАЭ РАН, 2009. – С. 151–160.

6. Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии: Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. – СПб.: Алетейя, 2006. – 312 с.

7. Корниенко Т.В. Стелы Северной Месопотамии эпохи раннего неолита: предварительный обзор // Археол. вести. – 2011. – Вып. 17. – С. 70–95.

8. Корниенко Т.В. Гендерные проявления в символике и изображениях человека на территории Северной Месопотамии в эпоху раннего неолита // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2015а. – № 4. – С. 92–108.

9. Корниенко Т.В. К вопросу о человеческих жертвоприношениях на территории Северной Месопотамии в эпоху докерамического неолита // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2015б. – Т. 43, № 3. – С. 42–49.

10. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. – М.: Алетейя, 2004. – 208 с.

11. Топоров В.H. Животные // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т. 1. – С. 440–449.

12. Benz M., Bauer J. Symbols of power – Symbols of crisis? A Psycho-social approach to Early Neolithic symbol systems // Neo-Lithics. – 2013. – N 2. – P. 11–24.

13. Cauvin J. Naissance des divinités, naissance de l’agriculture. – P.: CNRS, 1994. – 304 p.

14. Çambel H. Çayönü, 1984 // Anatolian Studies. – 1985. – Vol. 35. – Р. 186–188.

15. Çelik В. A New Early Neolithic Settlement: Karahan Tepe // Neo-Lithics. – 2000. – N 2/3. – P. 4–6.

16. Dietrich О., Heun М., Notroff J., Schmidt К., Zarnkow М. The role of cult and feasting in the emergence of Neolithic communities: New evidence from Gobekli Tepe, southeastern Turkey // Antiquity. – 2012. – Vol. 86. – P. 674–695.

17. Dietrich O., Köksal-Schmidt Ç., Notroff J., Kürkçüoğlu С., Schmidt К. Göbekli Tepe. Preliminary Report on the 2012 and 2013 Excavation Seasons // Neo-Lithics. – 2014. – N 1. – P. 11–17.

18. Erdal Y.S. Bone or Flesh: Defleshing and Post-Depositional Treatments at Körtik Tepe (Southeastern Anatolia, PPNA Period) // Europ. J. of Archaeol. – 2015. – Vol. 18, N 1. – P. 4–32.

19. Erdal Y.S., Erdal O.D. Organized violence in Anatolia: A retrospective research on the injuries from the Neolithic to Early Bronze Age // Intern. J. of Paleopathol. – 2012. – Vol. 2. – Р. 78–92.

20. Gawrońska J., Grabarek A., Kanjou Y. Human and animal graves // Tell Qaramel 1999–2007: Protoneolithic and Early Pre-pottery Neolithic Settlement in Northern Syria. – Warszawa: Polish Centre of Mediterranean Archaeology, 2012. – P. 60–71.

21. Hauptmann H. Ein Kultgebäude in Nevali Çori // Between the rivers and over the mountains: Archaeologica Anatolica et Mesopotamica Alba Palmieri Dedicata. – Roma: Dipartimento di Scienze storiche, archeologiche e antropologiche dell’Antichità, Univ. di Roma “La Sapienza”, 1993. – Р. 37–69.

22. Hauptmann H. The Urfa Region // Neolithic in Turkey: the cradle of civilizations. – Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari, 1999. – Р. 65–86.

23. Hauptmann H. Ein frühneolitisches Kultbild aus Kommagene // Gottkönige am Euphrat: Neue Ausgrabungen und Forschungen in Kommagene. – Mainz am Rhein: Verl. Ph. von Zabern, 2000. – S. 5–9.

24. Hodder I., Meskell L. A Curious and Sometimes a Trifle Macabre Artistry: Some Aspects of Symbolism in Neolithic Turkey // Current Anthropol. – 2011. – Vol. 52, N 2. – P. 235–263.

25. Köksal-Schmidt Ç., Schmidt K. The Göbekli Tepe “Totem Pole”: A First Discussion of an Autumn 2010 Discovery (PPN, Southeastern Turkey) // Neo-Lithics. – 2010. – N. 1. – P. 74–76.

26. Kornienko T.V. Notes on the Cult Buildings of Northern Mesopotamia in the Aceramic Neolithic Period // J. of Near Eastern Studies. – 2009. – Vol. 68, N 2. – Р. 81–101.

27. Kozłowski S.K. The gods from Nemrik // Al-Rāfidān. – 1997. – N 18. – P. 33–44.

28. Le Mort F., Erim-Özdoğan A., Özbek M., Yilmaz Y. Feu et archéoanthropologie au Proche-Orient (épipaléolithique et néolithique). Le lien avec les pratiques funéraires. Données nouvelles de Çayönü (Turquie) // Paléorient. – 2000. – Vol. 26, N 2. – P. 37–50.

29. Mazurowski R.F., Biatowarczuk M., Januszek K. Architecture // Tell Qaramel 1999–2007: Protoneolithic and Early Pre-pottery Neolithic Settlement in Northern Syria. – Warszawa: Polish Centre of Mediterranean Archaeology, 2012. – P. 34–59.

30. Notroff J. “Dances with Cranes” – Animal masquerade in Pre-Pottery Neolithic ritual. – 2016. – URL: https:// tepetelegrams.wordpress.com/2016/11/14/dances-with-cranesanimal-masquerade-in-pre-pottery-neolithic-ritual/ (дата обращения: 10.12.2017 г.).

31. Rosenberg M. Hallan Çemi // Neolithic in Turkey: the cradle of civilizations. – Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari, 1999. – Р. 25–33.

32. Rosenberg M., Redding R.W. Hallan Çemi and Early Village Organization in Eastern Anatolia // Life in Neolithic Farming Communities: social organization, identity, and differentiation. – N. Y.: Kluwer Academic Publishers, 2000. – P. 39–61.

33. Schmidt K. Sie bauten die ersten Tempel: Das rätselhafte Heiligtum der Steinzeitjäger: Die archäologische Entdeckung am Göbekli Tepe. – München: Verl. C.H. Beck, 2006. – 282 S.

34. Schmidt K. Der Göbekli Tepe – zwei Jahre später: Wichtige Funde der Kampagnen 2005 und 2006 // Schmidt K. Sie bauten die ersten Tempel: Das rätselhafte Heiligtum der Steinzeitjäger: Die archäologische Entdeckung am Göbekli Tepe. – 3 Aufl., erw. und aktual. – München: Verl. C.H. Beck, 2007. – S. 259–266.

35. Stordeur D., Brenet M., Aprahamian G., der, Roux J.-C. Les bâtiments communautaires de Jerf el Ahmar et Mureybet horizon PPNA (Syria) // Paléorient. – 2001. – Vol. 26, N 1. – Р. 29–44.

36. Stordeur D., Lebreton М. Figurines, pierres á rainures, “petits objets divers” et manches de Mureybet // Le site néolithique de Tell Mureybet (Syrie du Nord): En hommage à Jacques Cauvin / ed. J. Ibañez. – Oxford: Archaeopress-Maison de L’Orient de la Méditerranée Jean Pouilloux, 2008. – Vol. II. – Р. 619–643. – (BAR Intern. Ser.; 1843).

37. Sütterlin C., Eibl-Eibesfeldt I. Human Cultural Defense: Means and Monuments of Ensuring Collective Territory // NeoLithics. – 2013. – N 2. – P. 42–48.

38. The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago / ed. A.L. Oppenheim. – Chicago: Oriental Inst. of the Univ. of Chicago, 1971. – Vol. 8. – 617 p.

39. The Neolithic in Turkey: New Excavations & New Research. – Istanbul: Archaeology & Art Publications, 2011. – Vol. 1: The Tigris basin / eds. N. Başgelen, M. Ozdoğan, P. Kuniholm. – 271 p.

40. Verhoeven M. Person or Penis? Interpreting a ‘New’ PPNB Anthropomorphic Statue from the Taurus Foothills // NeoLithics. – 2001. – N 1. – P. 8–9.

41. Watkins T. Architecture and the symbolic construction of new worlds // Domesticating Space: Construction, Community, and Cosmology in the Late Prehistoric Near East. – B.: Ex Oriente, 2006. – P. 15–24.

42. Watkins T. Ordering time and space: Creating a cultural world // Proc. of the 5th Intern. Congr. on the Archaeology of the Ancient Near East. – Madrid: Univ. Autónoma de Madrid, 2009. – P. 647–659.

43. Yartah Т. Vie quotidienne, vie communautaire et symbolique à Tell ‘Abr 3 – Syrie du Nord, données nouvelles et nouvelles réflexions sur l’horizon PPNA au nord du Levant 10 000–9 000 BP: Thèse de doctorat / Université Lyon 2. – Lyon, 2013. – Vol. 2. – 214 р.

44. Yartah Т. Typologie de bâtiments communautaires à Tell ‘Abr 3 (PPNA) en Syrie du Nord // Neo-Lithics. – 2016. – N 2. – P. 29–49.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Корниенко Т.В. К вопросу об интерпретации стел культовых комплексов в Северной Месопотамии эпохи докерамического неолита. Археология, этнография и антропология Евразии. 2018;46(4):13-21. https://doi.org/10.17746/1563-0102.2018.46.4.013-021

For citation: Kornienko T.V. On the Interpretation of Stelae in the Cult Complexes of Northern Mesopotamia During the Pre-Pottery Neolithic. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2018;46(4):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0102.2018.46.4.013-021

Просмотров: 76

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)