Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев


https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.3.111-120

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу алтайских ритуальных вотивных фигурок из сыра/толокна/хлебного мякиша/глины – шатра. Показаны их связи с магическими фигурками охотников и историей шахмат. Основная идея статьи заключается в анализе композиции шатра как отражении отношений между локальным сообществом, ландшафтом, животными, вещами и духами в одной деревне в Республике Алтай, где автор проводит исследования с 2005 г. В работе также использованы материалы музеев и архивов Санкт-Петербурга, Москвы и Горно-Алтайска. Анализ этноистории и культурных контактов позволил установить, что стоит за социальными отношениями, олицетворенными в шатра. Беря за основу интерпретацию ритуала, предложенную Э. Личем, автор показывает как шатра связаны с его коммуникативным характером, а выставленная на ритуальном месте композиция – с фигуративным оформлением собственных притязаний на землю и идентичность. В статье вводится и применяется к ритуалу понятие «обратный адрес». Это понятие позволяет определить акторов в ритуале и связанных с ним социальных отношениях. Акторы переплетены сложными связями между собой и окружающим миром и замыкаются через создание фигуративной композиции. Сами связи, их изменчивость описываются через понятие «agency» как действия, свободного от принуждения. Сделан вывод о том, что шатра являются своеобразным узлом в сети многообразных отношений между человеком, животными, ландшафтом, вещами, материалами и духами.


Об авторе

Д. В. Арзютов
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия Абердинский университет, Великобритания University of Aberdeen Edward Wright Building, Aberdeen, AB24 4QY, United Kingdom
Россия


Список литературы

1. Анохин А.В. Материальное производство ойротов и шорцев. – СПб.: Мост, 2013. – 224 с.

2. Арзютов Д.В. Алтайский ритуальный ковер и создание гетеротопии // Антропологический форум Online. – 2013. – № 18. – С. 85–133.

3. Большой академический монгольско-русский словарь. – М.: Academia, 2001. – Т. 1. – 520 с.

4. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Наука, 1974. – 223 с.

5. Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае и его контрреволюционная роль // СЭ. – 1932. – № 1. – С. 63–91.

6. Древнетюркский словарь. – Л.: Наука, 1969. – 676 с.

7. Дьяконова В.П. К. Танашев: алтайский ярлыкчи или кам? // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 1996–1997 гг. – СПб.: МАЭ РАН, 1998. – С. 132–134.

8. Замятин С.Н. О старинных русских шахматах // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века: Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса. – Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1951. – С. 147–152.

9. Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Часть I. Запреты на охоте и иных промыслах // Сб. МАЭ. – 1929. – Т. VIII. – С. 1–151.

10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М.: Наука, 1991. – 511 с.

11. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX – первой половины XX в. – Л.: Наука, 1970. – 296 с.

12. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар: XVIII – первая четверть XX в. – Л.: Наука, 1979. – 196 с.

13. Каралькин П.И. Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. – Л.: Геогр. об-во СССР, 1971. – С. 136–145.

14. Кисель В.А. История камнерезного искусства Тувы // Сб. МАЭ. – 2004. – Т. 49. – С. 44–56.

15. Козинцев А.Г. История одного шаманского бубна // Наука из первых рук. – 2010. – № 3. – С. 76–87.

16. Кочешков Н.В. Шахматы у монголоязычных народов XIX–XX вв. // СЭ. – 1972. – № 1. – С. 132–138.

17. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. – М.: Вост. лит., 2001. – 144 с.

18. Лучицкая С.И. Шахматы как метафора средневекового общества // Одиссей: Человек в истории. – 2007. – № 1. – С. 127–147.

19. Майзина А.Н. Названия цвета в алтайском языке (в сопоставлении с монгольским языком) // Алтай–Россия: Через века в будущее: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. – Горно-Алтайск, 2006. – Т. 2. – С. 249–252.

20. Молодин В.И., Октябрьская И.В., Чемякина М.А. Образ медведя в пластике западносибирских аборигенов эпохи неолита и бронзы // Народы Сибири: история и культура: Медведь в древних и современных культурах Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. – С. 23–36.

21. Муйтуева В.А. Традиционная пища алтай-кижи: обряды и представления. – Томск: Изд- во Том. гос. ун-та, 2007. – 154 с.

22. На грани миров: Шаманизм народов Сибири: (Из собрания Российского этнографического музея: альбом). – М.: Художник и книга, 2006. – 296 с.

23. Наева А.И. Обряды, посвященные целебным источникам аржан-суу // В мире науки, культуры, образования. – 2002. – № 10/11. – URL: http://e-lib.gasu.ru/MNKO/archive/2002/12/aspir/10.html

24. Ойротско-русский словарь / сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. – М.: ОГИЗ, 1947. – 312 с.

25. Окладникова Е.А. Ритуальные скульптурки животных из сыра кумандинских алтай- кижи // Пластика и рисунки древних культур. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 161–175.

26. Орбели И., Тревер К. Шатранг: Книга о шахматах. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1936. – 198 с.

27. Пахаев С.Я. Шатра // Учен. зап. ГАНИИИЯЛ. – 1960. – Вып. 3. – С. 147–156.

28. Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков // Культура и письменность Востока. – Баку: Всесоюз. центр. комитет нового тюрк. алфавита, 1929. – Кн. V. – С. 123–150.

29. Потапов Л.П. Пища алтайцев (этнографический очерк) // Сб. МАЭ. – 1953. – Т. XIV. – С. 37–71.

30. Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в охотничьем промысле алтайцев). – СПб.: МАЭ РАН, 2001. – 168 с.

31. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (опыт ист.- этногр. исследования). – СПб.: Терра-Азбука, 1995. – 176 с.

32. Савенков И.Т. К вопросу об эволюции шахматной игры: Сравнительно- этнографический очерк // Этногр. обозрение. – 1905. – № 1. – С. 1–128.

33. Самбу И.У. Из истории тувинских игр: (ист.-этногр. очерк). – Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1974. – 32 с.

34. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / сост. В. Вербицкий. – Казань: Православ. миссионер. об-во, 1884. – 494 с.

35. Тадина Н.А., Арзютов Д.В., Кисель В.А. Ак-Jаҥ на Алтае: дискурс и практики «религиозного возрождения» // Историко-культурное наследие и духовные ценности России. – М.: РОССПЭН, 2012. – С. 407–414.

36. Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // ТИЭ. – 1947. – Т. I. – С. 139–158.

37. Тюхтенева С.П. Об эволюции культа гор у алтайцев // Шаманизм и ранние религиозные представления. – М.: ИЭА РАН, 1995. – С. 173–179.

38. Тюхтенева С.П. Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев в ХХ веке. – Элиста: Изд-во Калмык. гос. ун-та, 2009. – 169 с.

39. Улагашев Н.У. Алтай-Бучай: Ойротский народный эпос. – Новосибирск: Обл. гос. изд-во, 1941. – 407 с.

40. Чанчибаева Л.В. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1978. – С. 90–103.

41. Ядагаев Г. Алтай шатра // Алтайдыҥ Чолмоны. – 2004. – 10.04. – C. 4.

42. Broz L. Pastoral Perspectivism: A View from Altai // Inner Asia. – 2007. – N 9. – P. 291–310.

43. Broz L., Willerslev R. When Good Luck Is Bad Fortune: Between Too Little and Too Much Hunting Success in Siberia // Social Analysis. – 2012. – Vol. 56, iss. 2. – P. 73–89.

44. Eales R. Chess – The History of a Game. – N. Y.: Facts on File Press, 1985. – 240 p.

45. Halemba A. Contemporary Religious Life in the Republic of Altai: the Interaction of Buddhism and Shamanism // Sibirica. – 2003. – Vol. 3, iss. 2. – P. 165–182.

46. Kabzinska-Stawarz I. Games of Mongolian Shepherds. – Warsaw: Inst. of the History of Material Culture, Polish Acad. of Sci., 1991. – 154 p.

47. Montell G. Mongolian Chess and Chess-men // Ethnos: J. of Anthropol. – 1939. – Vol. 4, N 2. – P. 81–104.

48. Murray H.J.R. A History of Chess. – Oxford: Oxford Univ. Press, 1913. – 900 p.

49. Osborne R. Hoards, Votives, Offerings: the Archaeology of the dedicated Object // World Archaeol. – 2004. – Vol. 36, iss. 1. – P. 1–10.

50. Sat Bril L. Pièces du jeu d’èchecs tuva // Etudes Mongoles et Sibériennes. – 1987. – N 18. – P. 75–89.

51. Ventsel A. Hunter–Herder Continuum in Anabarski District, NW Sakha, Siberia, Russian Federation // Nomadic Peoples. – 2006. – Vol. 10, iss. 2. – P. 68–86.

52. Wagner R. The Chess of Kinship and the Kinship of Chess // HAU: J. of Ethnographic Theory. – 2011. – Vol. 1, iss. 1. – P. 165–177.

53. Willerslev R. Not Animal, not Not-Animal: Hunting, Imitation and Empathetic Knowledge among the Siberian Yukaghirs // J. of the Royal Anthropol. Inst. – 2004. – Vol. 10, iss. 3. – P. 629–652.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арзютов Д.В. Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев. Археология, этнография и антропология Евразии. 2016;44(3):111-120. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.3.111-120

For citation: Arzyutov D.V. Shatra аnd Jurt: The “Return Address” in the Altaian Ritual. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2016;44(3):111-120. (In Russ.) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.3.111-120

Просмотров: 301

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0110 (Print)